Социальное страхование: законопроект, разрушающий сложившиеся принципы | Правовед

Социальное страхование: законопроект, разрушающий сложившиеся принципы

От редакции:

Традиционно мы никогда не комментируем законопроекты, не превратившиеся в закон - слишком часто в процессе принятия изначально планирующиеся нормы меняются на противоположные, и то, что обсуждалось в СМИ, превращается в нечто совершенно иное.

Однако сейчас налицо тот самый случай, когда если хоть часть идей, включенных в законопроект, станет законом, это изменит полностью представления о системе социального страхования, сложившиеся в России за как минимум 20 последних лет.

Поэтому нет правил без исключений - и сегодня мы комментируем законопроект:

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ" И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПУНКТА 2 ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ". Проект N 433100-5

Безусловно, в данном законопроекте реализована одна-единственная идея - идея сокращения расходов бюджета ФСС и соответственно расширенного федерального бюджета.

Часть идей законопроекта активно обсуждалась СМИ в различных ракурсах, часть обсуждалась не столь активно. Посмотрим, что произойдет с законодательством о социальном страховании в случае принятия законопроекта так, как он есть, по состоянию, подготовленному ко второму чтению в Государственной Думе РФ.

Застрахованные лица

Планируется дополнить перечень застрахованных лиц лицами, работающими по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа.

Таким образом, для работодателя исчезает последняя возможность осуществления налоговой оптимизации при официальном найме сотрудников. Все же заключение гражданско-правового договора в том случае, если труд работников не относится к полноценным трудовым отношениям, является в настоящее время законной налоговой оптимизацией и в любом случае такой найм более законен, чем найм полностью без уплаты налогов.

Однако законодатель хочет приравнять договоры ГПХ для налоговых нужд в полном объеме к трудовым договорам. А следовательно, если данная норма будет принята, работодатель, даже заключивший гражданско-правовой договор, будет оплачивать больничные и пособия по беременности и родам и лицам, связанным с ним, скажем, договором подряда или авторским договором.

Конечно, это повлечет за собой необходимость регистрации в ФСС таких работодателей.

Такая добавочка, кроме того, означает обязательство оплаты больничного при нетрудоспособности, наступившей после окончания срока действия гражданско-правового договора.

Период оплаты больничных

С 1 января 2010 года все работодатели независимо от системы налогообложения оплачивают работникам первые два дня временной нетрудоспособности за свой собственный счет без возмещения из Фонда социального страхования. Естественно, данные расходы включаются в расходы работодателя, увеличивая себестоимость продукции.

В законопроекте содержится идея о том, чтобы с 1 января 2011 года правило об оплате больничных за счет средств работодателя было распространено на первые три дня нетрудоспособности. Таким образом, вероятно, законодатель, помимо сокращения бюджетных расходов, хотел бы видеть работников здоровыми и не болеющими по "несерьезным" поводам. И конечно, такая законодательная стратегия противоречит призывам медиков не выходить работающим лицам на работу при признаках легкой простуды или гриппа.

Правила об оплате больничных и о стаже работы

Правило об оплате работы в зависимости от градаций стажа в 2010 году действует в тех же рамках, в которых было установлено Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6.

В новом законопроекте, таким образом, речь идет об изменении нормы, применяющейся 25 лет.

Существующие градации стажа, закрепленные в пункте 1 статьи 7 Федерального закона № 255-ФЗ, состоят в том, что больничный лист подлежит оплате:

1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - в размере 100 процентов среднего заработка;

2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка;

3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка.

Законопроект существенно меняет данную градацию, устанавливая ее следующей:

1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 15 и более лет, - 100 процентов среднего заработка;

2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 8 до 15 лет, - 80 процентов среднего заработка;

3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 8 лет, - 60 процентов среднего заработка.

При этом если ранее стаж для пособий подтверждался просто - трудовой книжкой, то как подтверждать стаж по договорам ГПХ - законодатель не устанавливает, перекладывая эту функцию на Минздрав.

Таким образом, получается, что если гражданин начинает трудовую деятельность, скажем, в 22 года (после окончания учебного заведения), то по старым правилам право на получение пособия в размере 100% заработка у него наступает при условии непрерывности трудоспособности к 30 годам, а по новым правилам такое право можно будет заработать только к 37 годам.

Не забудем, что правило стажа влияет и на "больничные" по уходу за ребенком. Следовательно, определенно менее защищенными оказываются мамы маленьких детей - большинству из них стаж не позволит получать 100% пособия даже в течение первых 10 дней нетрудоспособности по уходу, а с учетом ограничения оплаченных дней пособия календарными днями их потеря может оказаться еще более значительной.

Новая идея о расчетном периоде

Законодателями придумана совершенно радикальная идея о расчетном периоде для целей расчета пособия.

Предлагается сделать данный период равным двум полным календарным годам перед годом наступления нетрудоспособности.

Таким образом, пособие работнику, заболевшему 1 января и 31 декабря одного и того же календарного года, будет рассчитываться исходя из одной и той же суммы. Все, что работник заработал в текущем календарном году, в расчет принято не будет.

Зато в расчет будут приниматься суммы выплат на любых местах работы (напомним - в том числе и по договорам ГПХ!), которые у данного работника существовали в течение указанных двух календарных лет.

Если получилось так, что в течение двух календарных лет работник работал у одних работодателей, а заболел, работая у совершенно другого работодателя, расчет пособия все равно производит последний работодатель - по заработку, полученному работником совершенно у других.

Какая уж тут коммерческая тайна и тайна заработка! Все работодатели при увольнении работника будут обязаны выдать ему…конечно, и 2-НДФЛ тоже, но так как 2-НДФЛ не годится для расчета пособия, то нужно будет выдать новую особую справку о сумме заработка за два предшествующих календарных года, на который были начислены страховые взносы, по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. И для оплаты больничного у своего текущего работодателя работник приносит… ворох этих справок или их копий, заверенных надлежащим образом (не очень понятно, но, вероятно, нотариально).

Следовательно, работодатели предельно быстро узнают друг о друге все. В деталях, в разрезе закона 212-ФЗ. Может быть, задумывается улучшение конкуренции в сфере заработных плат?

Соответственно, данная справка о заработке у других страхователей становится обязательным документом для назначения пособий. Получается, законодатель перекладывает обязанность собирать информацию о среднем заработке с текущего работодателя на работника. Не принес справочку? Сам виноват! Кстати, получается, что оригинал справки хранится у работника, а в случае болезни сам же работник за свой счет делает - что? Нотариально заверенную копию?

Радикальное решение проблемы совместителей

Законодателей, видимо, сильно смущала ситуация, когда пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам выплачивались не только по месту основной работы, но и по месту работы по совместительству. Действительно, приходит совместитель, работает 2-3 месяца, а потом, кажем, уходит в отпуск по беременности и родам, да с высокой заработной платой!

Для усиления социальной справедливости законопроект устанавливает, что пособия по совместительству можно будет получать только в том случае, если два календарных года, предшествующих моменту наступления нетрудоспособности, работник отработал у этих же работодателей, в том числе и по совместительству. Долой летунов!

Радует только одно - идея о вступлении нового расчетного периода в силу планируется на 1 января 2013 года, чтобы иметь возможность эти сведения за два года корректно собрать.

В чем же состоит глубокий фискальный смысл нового законопроекта?

Во-первых, в унификации. Если законопроект будет принят, все расчеты, связанные со средствами социального страхования, будут полностью совпадать с расчетами по взносам в Пенсионный фонд.

Во-вторых, в интересной экономии. Как мы уже видели выше, достаточно существенная часть экономически активного населения обнаружит уменьшение выплат по пособиям по временной нетрудоспособности. При этом сумма взносов в ФСС неизбежно вырастет за счет того, что с 1 января 2011 года в соответствии с действующей редакцией закона 212-ФЗ плательщиками этих взносов станут все "спецрежимщики" - организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения единым налогом на вмененный доход. Замечательная бюджетная картина получается.

При этом, как видим, закон дополнительно стимулирует рост издержек на труд. Пусть, конечно, не в том объеме, в котором это произойдет в связи с колоссальным ростом взносов во внебюджетные фонды - но тем не менее на половину в той доле, которая приходится на затраты, связанные с оплатой больничных.

Получается, действуют два разнонаправленных процесса одновременно: уменьшение социальной защиты работника за счет сокращения выплат по больничным и принципиальной невозможности оперативно учесть в пособиях повышение заработной платы - и рост издержек работодателя на труд. Конечно, работник при такой системе в каком-то смысле застрахован от понижения размера заработной платы - но ведь как правило, с ростом опыта работника заработок его растет, а не падает. Получается, что наиболее защищенными остаются на этом фоне те группы работников, которые уже достигли своего порога заработных плат - работники возраста, стремящегося к пенсионному. А молодежи остается не болеть?

Какова будет социальная цена принятия такого законопроекта? Найдет ли понимание такая бюджетная экономия? Увидим в декабре 2010 года.

Татьяна Вакалюк
05.11.2010, 05:00
5753
0